Skip to main content

Блог инженера

Блог о минимализме, инжинерии и программировании.



Медицинское обеспечение работников при вахтовом методе работы

  | #law#welfare

Погрузился в изучение вопроса о медицинском обеспечении работников при вахтовом методе работы. Тема сильно специальная, о таких вещах болит голова максимум у пары сотен человек по России. Но решил описать тот подход, который считаю правильным на сегодняшний день. Нормативная документация всё время меняется, так что уже завтра всё может стать иначе.

Это довольно очевидно, но статья 212 “Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда” Трудового кодекса РФ устанавливает требование обеспечить:

санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

Формулировка дикая, т.к. требования охраны труда не распоространяются на медицинское обеспечение работников. Но от российских законодателей не ожидаешь многого. Кроме того, есть другие требования. Согласно п. 5.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03 «2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий»

Помещения здравоохранения проектируются в соответствии с требованиями строительных норм и правил к административным и бытовым зданиям и другой нормативной документацией, утвержденной в установленном порядке.

Строительными нормами с требованиями к административным и бытовым зданиям являются СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания». пп. 5.27-5.29 этого документа устанавливают следующие требования:

5.27 При списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт. 5.28 На предприятиях со списочной численностью работающих более 300 чел. должны предусматриваться фельдшерские здравпункты. 5.29 Численность обслуживаемых одним фельдшерским здравпунктом принимается: при подземных работах - не более 500 чел.; на предприятиях химической, горнорудной, угольной и нефтеперерабатывающей промышленности - не более 1200 чел.; на предприятиях других отраслей народного хозяйства - не более 1700 чел.

Это общие требования строительных правил к административным и бытовым зданиям. п.1.1 СП конкретизирует “Нормы настоящего свода правил касаются новых, расширяемых, реконструируемых и технически перевооружаемых производственных предприятий промышленности различных форм собственности”. Итого, эти нормы применимы к любым предприятиям, не важно, организована ли работа вахтовым методом или обычная сменная работа. При организации работы вахтовым методом действует также никем не отменённое Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82 (ред. от 17.01.1990, с изм. от 19.02.2003) “Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ” (далее “Основыне положения …”). Раздел 8 этого документа устанавливает дополнительные требования к организации медицинской помощи при организации работы вахтовым методом.

8.5. Органы и учреждения здравоохранения, на территории которых базируются вахтовые поселки, а также объекты (участки), обеспечивают медицинской помощью вахтовиков, организовывая в них фельдшерские пункты при численности работающих от 50 и более, врачебные здравпункты - от 500 работающих и более и амбулатории - от 1500 работающих, а при численности работающих до 50 человек - медицинские бригады, периодичность выездов которых согласовывается с администрацией предприятия. Доставка выездных медицинских бригад на объекты осуществляется предприятиями.

Старые документы действуют в части, не противоречащей действующим нормативно-правовым актам. В данном случае можно трактовать расхождения с СП 44.13330 и как то, что “Основные положения …” в части п.8.5 не действуют, и как то, что требования “Основных положений …” дополняют требования СП 44.13330. С моей точки зрения - документы дополняют друг друга. Я рассматриваю их требования так:

  • при численности работников от 50 до 300 человек требуется организация медицинского пункта (как он называется СП 44.13330, здесь два документа противоречат друг другу и применяется действующий нормативно-правовой акт).
  • при численности работников от 300 до 500 человек требуется организация фельдшерского здравпункта (как он называется и в СП 44.13330 и в “Основных положениях …”).
  • при численности работников от 500 человек нужен врачебный здравпункт (как в “Основных положениях …”).
  • при численности работников от 1500 человек (при подземных работах - не более 500 чел.; на предприятиях химической, горнорудной, угольной и нефтеперерабатывающей промышленности - не более 1200 чел.) – нужна амбулатория (как в “Основных положениях …” и СП 44.13330).

С точки зрения требований к организации медицинского/фельдшерского/врачебного пункта это важно, т.к. ко всем этим объектам предъявляются разные требования.

##Медицинский пункт

СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания», п.5.27

Площадь медицинского пункта следует принимать: 12 м2 – при списочной численности от 50 до 150 работающих, 18 м2 – от 151 до 300. На предприятиях, где предусматривается возможность использования труда инвалидов, площадь медицинского пункта следует увеличивать на 3 м2. Медицинский пункт должен иметь оборудование, определенное заданием на проектирование.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность” понятия “медицинский пункт” не предусматривает. Поэтому медицинский пункт не требует санитарно-эпидемиологических заключений и лицензии на деятельность. Хотя, я бы получил санитарно-эпидемиологическое заключение на его работу.

Фельдшерский пункт

Согласно п.1.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 на фельдшерский пункт требуется санитарно-эпидемиологическое заключение. Кроме того, в фельдшерском пункте оказываются медицинские услуги, а это лицензируемый вид деятельности. Значит нужно получить лицензию или привлечь к обслуживанию фельдшерского пункта лицензированную медицинскую организацию. Минимальные требования к площади и составу помещений содержатся в таблице 1 СанПиН 2.1.3.2630-10. Требования таблицы 1 различаются при обслуживании до 800 человек и более 800 человек. Однако, при численности персонала более 500 человек требуется уже врачебный здравпункт. Поэтому принимаем следующие минимальные требования к площади и составу помещений фельдшерского пункта:

ожидальная - 10 м2; кабинет приема - не менее 12 м2 (при установке гинекологического кресла - дополнительно 8 м2); процедурный кабинет, совмещенный с прививочным по графику работы, - не менее 12 м2; помещение для хранения лекарственных средств - 4 м2; помещение персонала с раздевалкой - 4 - 6 м2; хранение уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, чистого белья, временное хранение грязного белья организуется в специальных помещениях или в шкафах вне производственных помещений; санузел

Таблица 4 СП 44.13330 устанавливает другие требования к фельдшерским пунктам, превышающие требования таблицы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10. В данном случае обязательный СанПиН 2.1.3.2630-10 и добровольный СП 44.13330 противоречат друг другу. Но п. 5.24 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03 «2.2. Гигиена труда. Проектирование, строительство реконструкция и эксплуатация предприятий. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» ссылается именно на требования строительных правил к административным и бытовым зданиям. Поэтому применяем к фельдшерским здравпунктам требования таблицы 4 СП 44.13330.

Таблица 4

Помещения фельдшерского пункта Площадь кв.м.
Вестибюльно-ожидальная с раздевалкой и регистратура 18 (10)*
Комната временного пребывания больных 9 (9)
Процедурные кабинеты 24 (12)
два помещения
Кабинет для приёма больных 12 (10)
Кабинет физиотерапии 18
Кабинет стоматолога 12
Кабинет гинеколога 12
Кладовая лекарственных форм и медицинского оборудования 6 (6)
Уборная с умывальником в тамбуре на 1 унитаз (на 1 унитаз)

* В скобках для мобильных зданий

Примечания:

  1. Кабинет стоматолога необходимо предусматривать по согласованию с местными органами здравоохранения.
  2. Один кабинет гинеколога следует предусматривать на списочную численность от 1200 до 3600 женщин. При наличии кабинета гинеколога необходимо предусматривать помещение для личной гигиены женщин.

##Врачебный здравпункт

СанПиН 2.1.3.2630-10 не содержит требований к врачебным здравпунктам, зато они есть в СП 44.13330. Согласно п.5.31 СП 44.13330.2011

Категория врачебного здравпункта принимается в зависимости от списочной численности работающих: I — при удвоенном числе обслуживаемых по сравнению с установленным в 5.28; II — в соответствии с 5.27 , 5.28. Состав и площадь помещений врачебных здравпунктов следует принимать по таблице 5.

Таблица 5

Амбулатория

Конкретных требований к амбулаториям нет. Согласно п.5.26 СП 44.13330

По отдельному заданию на проектирование могут быть предусмотрены поликлиники (амбулатории) …

СанПиН 2.1.3.2630-10 называет фельдшерский здравпункт, обслуживающий более 800 человек - фельдшерская амбулатория. Однако, он же определяет амбулаторно-поликлинические организации.

С этими неопределённостями амбулаторию лучше запроектировать по отдельному техническому заданию. Т.к. заказчик проектных работ, как правило, сопротивляется составлению отдельных технических заданий - при проектировании предприятий с численностью рабочих более 1500 человек, предусматривающих работу выхтовым методом можно получить проблему.

Тема организации медицинского обеспечения работников явно сложная и неблагодарная. Пишите комментарии, делитесь своим опытом. Мне интересно.

About Mikhail Kiselev

Photo of Mikhail Kiselev

Приветствую в моём блоге! 😄 Меня зовут Михаил. Я инженер и программист. Живу в Сибири, работаю на Сахалине, путешествую где придётся. Я предпочитаю пост в блог посту в твиттер. Описание полезной технологии или гаджета предпочитаю описанию заката или посиделок в кафе.